Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
1. без выражений, привлекающих массовый интерес,
2. не делающих самоубийство нормой или представляющих самоубийство как способ решения проблем,
3. без рисунков и без подробного описания использованного способа суицида,
4. с обязательным предоставлением информации о том, куда обращаться за помощью в кризисной ситуации.
А так же напомнить телефоны Всероссийской линии Детского телефона доверии: 8-800-2000-122 (Россия); Телефоны доверия по г. Н.Новгороду: 4-195-000
Подробнее: ratepp.ru/load/32
1. Чего следует избегать в сообщении о самоубийстве:
1.1. Избегайте помещения репортажей о суициде на первой полосе издания.
1.2. Ограничивайте остроту подачи информации, ее объем. Сообщения о суициде должны быть, по возможности, краткими. Рекомендуется ограничивать информацию о происшествии общими данными, избегая подробностей о личности суицидента, его образе жизни и прочей информации, которая способствовала бы идентификации с ним, особенно, когда речь идет о подростковых и молодежных самоубийствах.
1.3. Избегайте излишней эмоциональности в репортажах о самоубийстве, а также шутливого или пренебрежительного тона для обесценивания или уничижения действий погибшего, а также оценочной позиции поведения погибшего и его
поступка. Репортаж о суициде должен выполнять профилактическую и информационную функцию, но не морализаторскую и оценочную.
1.4. Не помещайте более одного новостного сообщения о самоубийстве в список новостей.
1.5. Не представляйте суицид как разумный способ решения проблем.
1.6. Не описывайте суицид как героический или романтический поступок, не приводите конкретных примеров действий известных людей, которые совершили самоубийство.
1.7. Избегайте использования изображения (фотографии) жертвы, его (ее) близких и места суицидального акта, для того чтобы избежать чрезмерной идентификации.
1.8. Избегайте детального описания способа, места суицидальных действий, а также использованного средства совершения самоубийства и особенностей его приобретения.
1.9. Избегайте сообщать о самоубийстве, как о необъяснимом (непостижимом) поступке, поиске виновных в случившемся. Тщательное расследование обычно показывает, что, в большинстве случаев, причиной суицида является множество факторов, а не действия конкретного человека.
2. Как следует сообщать о факте самоубийства:
2.1. Предоставляйте сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами.
2.2. Подчеркивайте, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению.
2.3. Предоставляйте информацию о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, в том числе телефоны психологической помощи ().
2.4. Предоставляйте информацию о распространенности и признаках, предупреждающих о самоубийстве.
2.5. Публикуйте истории о том, как индивиду удалось справиться с трудностями, избежав суицидальных действий, в том числе благодаря своевременной психологической и социальной поддержке и лечению.
3. Рекомендации к языку, стилистике и терминологии сообщений о самоубийстве:
3.1. Избегайте использования слов и в заголовках статей и репортажей. Информация о суицидальном акте может быть упомянута в тексте статьи.
3.2. Не рекомендуется делать суицид основной темой статьи о конкретном человеке.
3.3. Избегайте терминов , и . Вместо указанных терминов рекомендуется применять оборот .
3.4. Не рекомендуется использовать выражения , , и пр. Более предпочтительными являются термины и .
3.5. Избегайте в описании распространенности суицидов термина и определения . Предпочтительно говорить об , или смертности от самоубийств.
Заключение
Предупреждение самоубийств представляет собой весьма непростую, но выполнимую комплексную задачу, решение которой возможно при взаимодействии различных структур общества (государственные органы, социальный сектор,
учреждения образования, охраны правопорядка, здравоохранения, религиозные организации, СМИ).
Важное значение имеет характер освещения СМИ проблемы суицида и конкретных случаев суицидальных актов. Специалисты СМИ могут и должны внести свой вклад в осознание обществом проблемы самоубийств и формирование реалистичных, не искаженных предрассудками представлений о самоубийстве, а также способствовать распространению образовательной информации о депрессии, признаках суицидального риска, способах психологической помощи и лечения психических расстройств, предоставляя информацию о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи.
1. При подготовке материала о самоубийстве рекомендуется пользоваться достоверными и надежными источниками информации, опираться на факты; избегать обобщений, основанных или на неполных данных, или на данных, требующих особого внимания и дополнительного анализа. Статистические данные о распространенности суицидального поведения следует использовать с осторожностью, без упрощения и сознательного устрашения. Не стоит обобщать показатели, основанные на неполных статистических данных, а при публикации данных о суицидах или суицидальном поведении следует обязательно указывать конкретное лицо или организацию — авторов статистического исследования, из которого взяты эти данные, а также год проведения исследования и его охват: городской, региональный, общероссийский и т. п.
Для правильной интерпретации событий рекомендуется прибегать к помощи компетентных специалистов, а не использовать комментарии неквалифицированных экспертов. Следует избегать упрощения причин суицида; необходимо воздерживаться от предположения о причинах самоубийства до заключения судебно-медицинской экспертизы и выводов следствия.
Важно учитывать, что непосредственный повод или предполагаемый мотив не всегда отражают подоплеку суицида. В подавляющем большинстве случаев самоубийство становится следствием не единственного фактора или события, а сложного сплетения множества причин, обусловленных стрессами, хроническими и острыми психическими расстройствами, различными кризисами, физическим, психологическим, духовным состоянием и др.
Важно знать, что неблагоприятная пресуицидальная ситуация может неверно трактоваться СМИ как причина самоубийства, а не как повод, играющий роль «последней капли». Например, очередная двойка может стать последней в жизни «ленивого», а на деле депрессивного подростка, имеющего различные проблемы, которые и привели к такой оценке.
2. Необходимо избегать широкого тиражирования и чрезмерного повторения новости, связанной с суицидом. Следует помнить: всплеск подражательных суицидов пропорционален количеству читателей, а значит, и количеству сообщений о трагедии. По этой причине также рекомендуется избегать упоминания самоубийства или суицидальной попытки в заголовке, особенно броском, кричащем, набранном крупным шрифтом, в особенности на первой полосе газеты (журнала); в новостных агрегаторах браузеров и на главных местах в их рубриках (общество, происшествия, Москва и т. д.); в начале ТВ- и радиопередач. Это позволяет снизить излишнее внимание к информации и не провоцировать суицидальное поведение у людей из групп риска.
3. Рекомендуется меньше привлекать внимание к резонансным суицидам (или их попыткам) — например, знаменитостей, а также к особым, относительно редким случаям, в частности, групповым самоубийствам подростков. Непозволительно публиковать сообщение о самоубийстве или его попытке в тоне сенсации, восхищаться поступком, романтизировать произошедшее («Ромео и Джульетта из города N бросились с крыши»), идеализировать, самоубийц, оправдывать суицид, использовать социальные, псевдорелигиозные и субкультурные стереотипы, провоцирующие самоубийства. Не следует также героизировать суицидентов как страдальцев, жертв обстоятельств или социального преследования. Такая информация может внушить людям, находящимся в нестабильном психологическом состоянии, мысль, что такое поведение социально приемлемо и поощряется обществом. Это повышает риск подражательных суицидов. Важно отметить, что при противоположной, отрицательной оценке суицида в СМИ подражательный эффект обычно многократно уменьшается.
4. Не следует трактовать суицидальное поведение и как естественную реакцию на текущие социальные и культурные перемены, ухудшение условий жизни общества, а также как способ решения личных проблем — таких, как болезнь, банкротство, провал на экзамене, сексуальное насилие и др.
5. Сообщения о самоубийствах должны быть по возможности краткими. Необходимо избегать подробного описания места совершившегося суицида, метода, орудия суицида и особенностей его приобретения, предсмертных записок самоубийц, а также отличительных черт суицидента (имя, возраст, национальность, адрес, по которому проживал суицидент, место работы или учебы и т.п. профессия). Это может провоцировать подражательное суицидальное поведение в тех группах, которые могут себя идентифицировать с суицидентом, например, того же возраста, представляя себя свидетелем (участником) трагедии.
6. Вокруг конкретного случая суицида непозволительно создавать атмосферу таинственности, говорить о его необъяснимости, непостижимости и загадочности; категорически не рекомендуется публиковать фото (видео) места самоубийства, жертв, скорбящих близких, похорон. Также дополнительная драматизация события (в том числе взятие дополнительных интервью у близких, коллег, одноклассников, одногруппников или соседей) способна навести потенциальных жертв на мысль, что суицид может быть эффективным средством привлечения внимания или мести.
7. Недопустимо в конце интернет-публикации на тему суицида или попытки суицида «предлагать» подборку статей схожей тематики — это способствует негативному восприятию окружающей действительности и провоцирует суицидальное поведение читателей из группы риска. Целесообразно в конце каждой публикации о суициде или попытке суицида давать ссылки на ресурсы поддержки, указывать телефоны доверия, сетевые ресурсы для помощи, контактные данные кризисных центров, социальных, психологических служб, учреждений психического здоровья и т. п.
8. Важно особое внимание уделять языковым средствам при описании события (суицида, попытки суицида):
недопустима яркость, красочность, лексическая и эмоциональная выразительность, а именно: эмоционально-экспрессивная, стилистически окрашенная лексики, сравнения, метафоры, гиперболы, литоты, ирония, фразеологизмы, риторические восклицания или вопросы и т. п. Например, нельзя использовать устрашающие, драматизирующие и гиперболизирующие выражения: «эпидемия самоубийств», «волна самоубийств»;
целесообразно использовать общеупотребительную, стилистически и эмоционально нейтральную лексику;
целесообразно использовать эвфемизмы, не акцентировать внимание, например, слово «самоубийство», болезненно воспринимаемое семьей погибшего, заменять на более нейтральное для русского слуха «суицид»;
не следует называть несмертельную попытку самоубийства «неудачной», «неуспешной». «Неудавшаяся попытка» означает, что самоубийство можно назвать успехом или удачей. В таких случаях целесообразно будет сообщить, что человек «погиб от суицида».
9. Рекомендуется рассказывать о негативных последствиях суицидального поведения для физического здоровья (например, тяжелых травмах при незавершённых суицидальных попытках) и духовного состояния, а также о вероятных социальных проблемах и прочих страданиях — это может стать профилактикой суицидального поведения читателей и элементом деромантизации суицида.
10. Следует учитывать чувства и состояние близких самоубийцы, важно относиться к ним чутко, с пониманием. Нужно уметь очень тактично выразить им соболезнование, позаботиться о них, по возможности предоставить информацию о ресурсах поддержки: телефонах доверия, кризисных центрах, социальных, психологических службах, учреждениях психического здоровья, сетевых ресурсах, общественных организациях и специальных группах помощи. При общении с близкими суицидента нельзя причинять им дополнительную боль и страдания, а особенно индуцировать у них чувство вины: после происшедшего они также входят в группу риска суицидального поведения. Следует также очень осторожно проводить опрос «по горячим следам» близких, друзей, знакомых, коллег суицидента и помнить, что часто скорбящим трудно выражать мысли и чувства.
11. Публикации сообщения о или попытке суицида целесообразно сочетать с мужества, жизненной стойкости, преодолении трудностей и т.п. — «позитивный» контент; по размеру «позитивный» контентдолжен превышать «негативный». Например, сообщения о достижениях людей с ограниченными возможностями в спорте, профессии, науке и т.д.
12. Ни в коем случае нельзя подавать суицид как обыденное явление. СМИ не имеют права остаться безразличными к беде, несчастью и отчаянью. К примеру, в фильме Франсуа Трюффо «Нежная кожа» (1964 г.) известный писатель выражает недовольство, что метро встало из-за суицида, и он опаздывает. Необходимо сохранять человечность в любой ситуации.
Данные рекомендации составлены по материалам Всемирной организации здравоохранения, работ отечественных (Е.Б. Любов, Б.С. Положий) и зарубежных (Е.В. Ласый) суицидологов. http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=12991